Quote (borzyi)
ПиСи: а эт кто??? мож по подробнее, по научному..?
Эльфы (нем. elf — от alb — белый) — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названиями альвы (швед.), ши (sidhe (ирл.) - читается как "ши"). Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но как правило это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Многие мифы и писатели не делают различий между эльфами и феями.
В фэнтези-литературе эльфы являются, наряду с гномами, гоблинами и троллями, одной из «стандартных» рас. Этимология
В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а следовательно — о былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Само же происхождение германского слова «эльф» понять намного сложнее, да и вряд ли возможно вообще. Некоторые исследователи связывают это слово с романским корнем «альб» — «белый», есть также мнение, что оно произошло от валлийского или шотландского «ellyl»/«aillil» — «сияющий», восходя к шумерскому «ellu» — тоже «сияющий» (эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние, в качестве примера см. англо-саксонское слово «aelf-sciene»).
Добавлено (23-Июнь-2008, 13:38:16)
---------------------------------------------
Альвы в Эддах
Германо-скандинавская мифология
Альвы (низшие духи)
Светлые альвы: Beyla, Byggvir, Dokkalfar, Вёлунд
Дварфы и цверги: Berling, Litr, Альвис, Альфрик, Андвари, Берлинг, Бил, Брок, Видфин, Галяр, Грэр, Гендальф, Двалин, Дьюрин, Ловар, Нии, Ниди, Отр, Регин, Сидри Фафнир, Фйаляр, Хрейдмар, Хьюки, Эйтри,
Ветры: Аустри, Вестри, Нордри, Судри
Альвы, Асы, Ваны, Турсы
А́львы — по сути то же слово «эльфы», только в произношении некоторых германо-скандинавских языков.
В «Старшей Эдде» противопоставляются высшим богам — асам. В «Младшей Эдде» упоминается деление на тёмных (живущих под землёй) и светлых альвов (живущих в небесном чертоге). В поздних германо-скандинавских сагах о создании мира говорится, что альвы были созданы первыми асами (Одином, Вили и Ве) из червей, которые появились в мясе Имира. Тёмным (или подземным) альвам было отдано царство Свартальфахейм, а светлым — Льесальфахейм. «Нижние» альвы — прототип другого мифологического народа, гномов.
В ранней германо-скандинавской мифологии — нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, на Земле, либо в своей волшебной стране, которая также описывается физически реальной (так как по легендам люди попадают туда и возвращаются оттуда живыми). Такое представление об альвах, частично сохранившись, дошло даже до средневековья, осталось запечатлено в языке, именах, культуре и генеалогии.
В более поздней (накануне перехода к христианству) германо-скандинавской мифологии — духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса. Слово «альв» в этот период стало обобщать по сути совсем разных существ — собственно, альвов и дварфов. (ситуация, аналогичная позднему значению английского слова «Fairy»)
Добавлено (23-Июнь-2008, 13:38:34)
---------------------------------------------
Эльфы в позднем фольклоре
Эльфы похожи на людей, только меньше, прекрасней и утонченней. Живут они в лесах и ведут ночной образ жизни, предаваясь играм и танцам. Там, где ночью танцевали эльфы, образуются эльфийские круги — места, в которых по непонятным причинам трава растёт особенно буйно. Считается также, что если усталый путник приляжет отдохнуть вечером под холмом, то он может услышать удивительно красивую музыку и пение эльфов, населяющих этот курган.
Гораздо реже можно встретить упоминание о летающих эльфах — о маленьких существах с крылышками или о девах, способных обращаться в лебедей. Среди лесных духов упоминаются эльфы, обитающие в деревьях, и скоге. Последние бывают всегда женского пола. У них есть один изъян — со спины они полые. По этой причине такие эльфийские женщины стараются не поворачиваться спиной, чтобы их не разоблачили.
В датских преданиях таким же изъяном страдают все эльфийские женщины, а эльфы-мужчины в таких историях представляются в виде старцев в шляпе с широкими полями. Датчане опасаются приближаться к эльфам, так как по их поверью дыхание этих сверхъестественных созданий способно нести заразные для человека болезни. Шотландцы так же боятся эльфийского дыхания.
Хотя в различных местах предания об эльфах несколько разнятся, а так же существуют другие, схожие с эльфами существа, но отличающиеся названием, всех их можно объединить по нескольким признакам.
Эльфы обладают уникальными талантами. Они умеют исполнять волшебные мелодии, устоять перед которыми не может ни одно человеческое сердце, а некоторые из этих мелодий обладают такой силой, что заставляют плясать всех живых существ даже против их собственной воли. В некоторых преданиях в такую колдовскую пляску пускаются даже вещи. Эльфы могут так же петь чарующими голосами, являются удивительно искусными мастерами в кузнечном или другом ремесле. Их женщины ловко владеют веретеном, и нет равных эльфам в искусстве танца. Эти существа знают тайны природы и обладают волшебными силами.
Наконец, как и многие потусторонние существа, эльфы боятся солнечного света. Если первые лучи рассвета застигнут их, или по другой версии, если эльфы не скроются до третьего крика петуха, то они обратятся в камень. По другой версии, солнечный свет неприятно преображает этих существ. Так прекрасная в лунном свете эльфийская женщина в лучах солнца становится безобразной. Эльфийские существа вообще не могут постоянно удерживать форму. Так те немногие из них, что жили бок о бок с человеком, раз в неделю или ещё какой-то срок, обращались в животное, например, змею или претерпевали ещё какие-нибудь метаморфозы. Сюда же можно отнести вообще все способности эльфов к оборотничеству, произвольные и вынужденные, а так же способность делаться невидимыми.
Добавлено (23-Июнь-2008, 13:38:59)
---------------------------------------------
Взаимоотношения человека с эльфами
Будучи духами природы, эльфы имеют своеобразный нрав. Им совершенно чужды такие моральные понятия как «добро» и «зло». В этом смысле они подобны очень маленьким детям: то, что хорошо для них — благо, что для них вредно — зло. Как дети склонны к озорству, движимые инстинктивными порывами и любопытством, так и эльфы чинят всевозможные проказы. В английском языке есть выражение Elf-lock (локон эльфа), то есть локон спутанных волос. Считается, что это именно эльфы, озоруя, спутывают волосы. В силу той же черты характера, эльфы склонны к воровству. Они берут то, что хотят. Нет ничего в их природе, что могло бы расценить это как преступление. В этом смысле их хорошо описывает архетип трикстера.
Из-за непредсказуемости эльфов люди старались избегать встречи с ними, ведь своим по-детски невинным озорством они могут причинить много бед. Их легко разозлить, они злопамятны, и, в то же время, эльфы могут быть преданы тем, кто помог им однажды. Как сама природа не различает добра и зла, как сама она содержит в себе чистую жизнь и естество, свободное от любых полярностей, так и эльфы, повинуясь порыву, способны творить и зло и добро, причинять вред и приносить благо. Известно много историй, в которых эльфы ослепляли тех, кто видел их, или в которых они приносили людям несчастья. Во время свадьбы, например, предпринимаются всяческие суеверные меры предосторожности: люди опасаются зависти эльфов. Но, в то же время, в других историях эльфы помогают людям или щедро вознаграждают их за оказанную помощь. Также существует обряд возведения эльфийских алтарей, для того чтобы ускорить выздоровление больного человека.
Кроме плутовского начала, много бед людям доставляла и околдовывающая сила красоты этих природных духов. Существует немало историй о том, как эльфийские девы уводили в свои чертоги молодых женихов, едущих к невестам. Если же юноша противился чарам женского духа, то по возвращению домой его постигала болезнь и даже смерть, которая забирала не только его жизнь, но и жизнь невесты или родственников. В этом проявлялась мстительная натура природных духов. Люди, попадающие в эльфийский мир, забывают обо всём. Жизнь там течёт размеренно, в полной гармонии с природой и изобилии, там страна вечной юности, весны, беззаботности и беспамятства. Если кому-то и удавалось опомниться и вернуться из колдовского мира, то человек обнаруживал, что все, кого он знал, или сильно состарились или вообще умерли. Если кому-то приходилось вступать в сказочную страну, чтобы вызволить из неё околдованного человека, то главный совет был: не есть и не пить в той стране ничего, иначе герой сам забудет о доме и своей цели. Также, если эльфы предлагают на выбор любой дар, то следует выбирать самый бесполезный хлам, так как в стране вечной юности всё искажено, и по возвращении домой эльфийское золото станет мусором, вроде черепков, а то, что казалось хламом, окажется настоящим сокровищем.
Не всегда эльфы уводили людей насильно или с помощью колдовства в свой мир. Случалось, что, влюбляясь в человека, потусторонние существа оставались в этом мире. Духи природы вообще охотно вступали с человеком в связь. Френсис Барретт в книге «The Magus» высказывает мысль, что средневековые суккубы были не кем иным, как духами природы. Таким связям давались крайне противоречивые оценки. Церковь, очевидно, относилась к этому негативно, и во времена инквизиции обвинение в подобных связях грозило казнью. Однако, в ранних сообщениях о суккубах духи описываются как желанные любовники. В фольклоре существуют истории о юношах, которые хитростью заполучали себе в жёны эльфийских дев, а в старинных шведских топографических трудах часто попадаются упоминания семей, в жилах которых якобы текла эльфийская кровь — что указывает, насколько ценились такие связи.
Следует упомянуть о том, что эльфы похищали детей, а также подменивали нерождённых детей своими, воспитание которых могло обернуться настоящим бедствием для родителей.
Добавлено (23-Июнь-2008, 13:39:17)
---------------------------------------------
Эльфы в искусстве
Эльфы глубоко укоренены в европейской традиции. Так, эльфов, а также их короля Оберона, упоминает Шекспир («Сон в летнюю ночь») и Андерсен («Дюймовочка»). Эльфы присутствуют в произведениях лорда Дансени и Джона Рональда Руэла Толкина. Эльфы часто составляют свиту Санта Клауса. Также об эльфах упоминается у Гете ("Фауст").
Тёмные эльфы
В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные, или свартальвы), причем последним в «Эддах» уделяется значительно больше внимания. Это существа, живущие под землей и обладающие смуглой кожей. Они неоднократно создавали для богов волшебные вещи. В позднем фольклоре этот образ слился с гномами.
В фэнтези-литературе тёмные эльфы получили «второе рождение». Толкин в «Сильмариллионе» описал орков как злой антипод эльфов, их извращенный злом вариант, с чёрной кожей и страхом перед солнцем. Понятие «тёмный эльф» у Толкина, однако, применяется не к ним, а к племени эльфов, отказавшемуся от покровительства Валар, Авари и эльфу-предателю Эолу.
Ряд писателей, а также разработчики ролевых систем, в своих произведениях выводят тёмных эльфов как отдельную разновидность расы эльфов, часто упоминая о «разделении» двух народов, единых в древности. Наиболее известным образом современных тёмных эльфов являются дроу из ролевой системы Dungeons & Dragons, вобравшие в себя многие черты как мифических свартальвов (тёмная кожа, жизнь под землей, и т. д.), так и толкиеновских орков (злобность, черная кожа, боязнь света).