- 30.03.2009
- 2337 Просмотров
- Обсудить
К сожалению, формировать у пассажиров этот так необходимый железной дороге навык порой приходится с помощью милиции
ОАО «Свердловская пригородная компания» и дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении 20 марта провели рейд по пресечению безбилетного проезда в утренней тагильской электричке. В нём также приняли участие корреспонденты «Уральской магистрали».
Электропоезд № 6452 сообщением Нижний Тагил – Свердловск – один из наиболее востребованных в пригородном сообщении. Кто-то едет в областной центр на работу, кто-то – на учёбу. Вот только не все оплачивают свой проезд.
Из микроавтобуса – в электричку
Рейд начинается почти как детектив. Глубокая ночь. Сажусь в микроавтобус ОАО «СПК» на перекрёстке Первомайская – Бажова. Едем по тёмному, в редких огнях, Екатеринбургу за другими участниками мероприятия. В 1 час 55 минут (время местное) на Новой Сортировке забираем фотокорреспондента «Уральской магистрали» Руслана Казакова. В Верхней Пышме к нам присоединяется последний представитель пригородной компании. Мои коллеги – корреспондент и оператор одного из телевизионных каналов – на заднем сиденье обсуждают творческие планы.
На вокзале в Нижнем Тагиле нас встречают около двух десятков женщин. Все в светло-зелёных жилетах с надписью на спине «Перронный контроль». На бейджах – фамилия, имя, отчество. Стрелки вокзальных часов показывают время начала рейда – 2 часа 12 минут. Первая электричка отправляется в 2 часа 28 минут московского времени. Прибывает на станцию Свердловск-Пассажирский в 5.31. Стоянки на 32 станциях и остановочных пунктах занимают 27 минут.
Перронный контроль рассредоточивается вдоль состава из восьми вагонов. Сюда же подходят сотрудники транспортной милиции и представители частного охранного предприятия.
Объявляют посадку. Первые пассажиры уже на перроне. Зайти в вагон можно только через одну дверь. Вторая заблокирована. Нижний Тагил – тарифная станция. Это значит, здесь работает билетная касса. Кстати, круглосуточно. Так же, как в Невьянске, Верх-Нейвинске и на о. п. ВИЗ. В Старателе, Нейво-Рудянской, Исети, а также на о. п. Калиново кассы открывают по расписанию. Здешних пассажиров пускают в вагоны только по билетам. Но всё по порядку.
Первые пассажиры
Первой в наш вагон заходит сотрудница управления Свердловской железной дороги. На лице улыбка:
– Когда выйдет газета с моим портретом?
Ольга Бесова после окончания УрГУПС год работала диспетчером в Свердловск-пассажирской дистанции пути. Сейчас сменный инженер в службе пути.
– Езжу на работу по форме 4, – говорит Ольга. – Недавно купила проездные талоны. Сейчас удерживают 13 процентов за проезд в пригородных поездах. Подсчитала, в среднем выйдет 250 рублей в месяц.
Проехав одну остановку, на станции Старатель выходят две женщины. В вагоне, кроме нас, разъездной билетный кассир, по два перронных контролёра и «чоповца».
– Пассажиры будут садиться в Невьянске, – говорит билетный кассир Наталья Перфильева. – Тогда свободных мест не останется.
– «Зайцы» начнут бегать из вагона в вагон, – поддерживает разговор охранник Владимир Бурега.
– Да вы и сами увидите.
Привыкайте оплачивать проезд
«Заячьи» бега вдоль состава начинаются, как нам и говорили, в Невьянске. Перронный контроль сразу отсекает безбилетников от дверей. Благо, охранники – богатыри.
– Маршрутка только что подошла. Пропустите, на работу опаздываем, – умоляет мужчина на перроне.
Его товарищ машет рукой:
– Сегодня – облом!
Десятки людей устремляются к первому вагону, где им уготована встреча не только с разъездными билетными кассирами, но и с сотрудниками транспортной милиции.
– Теперь всегда так будет? – интересуется юная пассажирка.
– Да! Привыкайте оплачивать свой проезд, – отвечает перронный контролёр Людмила Якубова.
«Я всегда покупаю билет»
Эту фразу слышит наш фотокор Руслан Казаков от пожилой женщины и предлагает взять у неё интервью.
– Валентина Петровна Бессонова, – представляется она. – Ветеран труда. Живу в селе Шурала. Шесть раз в неделю езжу в Новоуральск. Раньше трудилась на заводе, заработала льготный стаж. Сейчас там же подрабатываю дворником.
Полная стоимость проезда от о. п. 419 километр до станции Верх-Нейвинск, где выходит Валентина Бессонова, 48 рублей. Она платит половину этой суммы. Билет покупает в вагоне.
– От кассира бегать стыдно, – говорит ветеран труда.
«Ну, зайцы…
Две скамейки напротив друг друга занимают крепкие мужчины. У них на шестерых – три билета. Как миновали перронный контроль?
– Сначала в вагон зашли трое по билетам, потом открыли окно и передали свои проездные документы товарищам, – отвечает разъездной билетный кассир Галина Малых.
Хитроумные «зайцы» – в форме сотрудников ведомственной охраны на железнодорожном транспорте.
Коллеги с телевидения берут у них интервью.
– Наш девиз – «Сам зашёл в электричку, помоги зайти товарищу», – звучит объяснение такого «поступка».
Но купить три недостающих билета им всё же приходится, заплатив дополнительно комиссионный сбор в размере 24 рублей.
… погодите!»
На о. п. ВИЗ мужчина легко отодвигает перронного контролёра:
– Билет у жены, она – в последнем вагоне, – бросает небрежно.
– Будем искать супругу, – говорит «чоповец» и вызывает сотрудников транспортной милиции.
«Номер» не проходит, похоже, соображает «семьянин», назвавшийся коллегой охранников. Признаётся, что решил сэкономить на билете, потому что «хозяин платит копейки». После пререкательств он достаёт из бумажника денежную купюру и протягивает кассиру.
«Заяц» наказал себя рублём. Проезд от о. п. ВИЗ до конечной станции Свердловск-Пассажирский обошёлся ему в 42 рубля. Стоимость проезда – 18 рублей, остальное – комиссионный сбор.
«Денежные» дни
У каждого разъездного билетного кассира на обслуживании два вагона. На пути следования от Старателя до Таватуя Юлия Раимова продала 22 билета на сумму 1380 рублей.
– Выручка на уровне понедельника, – говорит она.
По словам кассира, самые «денежные» дни – понедельник, четверг, пятница и воскресенье, когда едут студенты и командированные работники.
У Татьяны Костицыной денежный сбор чуть больше – 1457 рублей. На участке от Старателя до Шувакиша она оформила 59 билетов.
– Не все пассажиры оплачивают свой проезд полностью, – говорит Татьяна Андреевна. – Например, садятся в Верх-Нейвинске и покупают билет до Шувакиша, а едут до конечной станции.
– Сегодня на тарифных станциях остались десятки безбилетных пассажиров. Не все они – убеждённые «зайцы», – говорят кассиры. – Кто-то привык покупать билеты в вагоне, а кто-то не хочет стоять в очереди в кассу на вокзале.
У бригадира ООО «Пригородные технологии» Светланы Эпштейн своё мнение:
– Пока перронный контроль – единственная возможность бороться с безбилетниками. Уберите наших контролёров, и денежный сбор сразу уменьшится.
Светлана Горлова
по материалам zdr-gazeta.ru
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.