- 04.06.2011
- 2863 Просмотра
- Обсудить
Сохранение народных промыслов — сохранение своих корней, национальной самобытности. В России сейчас на самых разных уровнях ставку делают на развитие внутреннего туризма, неотъемлемая часть которого — сувенирная продукция. Как в Свердловской области чувствуют себя традиционные для Урала ремёсла? Об этом разговор с заведующим кафедрой менеджмента туризма Уральского международного института туризма, кандидатом педагогических наук Евгением Киселёвым.
- Во многих странах, где пытаются сохранить национальную культуру, существует государственная поддержка народных промыслов. В Японии есть титул «живое национальное достояние», удостаивается его мастер, занимающийся старинным ремеслом (шёлкоткачество, ковка мечей, изготовление бумаги, фарфора…). Король Марокко освободил ремесленников от налогов: развивая сувенирную составляющую туризма, они укрепляют государство. У нас интереснейшие проекты часто реализуются благодаря инициативе снизу. Самый яркий пример — прогремевшая таволожская керамика (сёла Нижние и Верхние Таволги близ Невьянска), существующая только благодаря смекалке и активности местных гончаров. Они не только сохраняют промысел на его историческом месте (хотя керамическое производство было практически в каждом районе ещё в тридцатые годы ХХ века), но и активно продвигают свою продукцию. На ярмарках глиняная посуда расходится в два счёта. Таволожская керамика — это рецепт успеха (коммерческого, туристического) для всех ремесленников региона. Здесь на новом уровне возрождается традиция. Здесь можно приобрести качественную продукцию (был свидетелем того, как взрослые люди едва не затеяли ссору из-за глиняных горшков). Здесь самому можно посидеть за гончарным кругом. Как при этом загораются глаза у девушек-горожанок, сроду не державших в руках глину! Люди хотят привозить из путешествий впечатления и ощущения. Лучшее впечатление — непосредственное участие в чём-либо. В Нью-Йорке есть стеклодувная мастерская, где учат выдувать шары. Люди в течение полугода в свободное время за деньги учатся изготовлять самую простую вещь из стекла. И это в городе, где купить можно абсолютно всё, что производится в любой точке планеты! Казалось бы, зачем?! Но кривой шар, самостоятельно изготовленный к Рождеству, с гордостью помещают на ёлку, обязательно показывают гостям. Ведь «это сделал я сам!».
— Hand-made (ручная работа) — мировая тенденция в сфере сувениров и подарков. Где в Свердловской области турист может почувствовать себя ремесленником?
— Например, на Сысертском фарфоровом заводе. Сначала там лишь проводили экскурсии, но, когда туристам предложили поучаствовать в процессе изготовления (ничего сложного — доверили просто наклеить на посуду переводку с эмблемой завода), это вызывало гораздо больший интерес. А в Туринске люди могли бы сами расписывать знаменитую туринскую игрушку, пока ещё есть мастера. Для Урала характерны и общероссийские промыслы (обработка лыка, работа по дереву…).
— В Спасо-Преобра-женском храме в Нижней Синячихе (муниципальное образование Алапаевское) хранится уникальная коллекция расписных стен, потолков, наличников, собранная подвижником-краеведом Иваном Даниловичем Самойловым. Эти росписи характерны именно для уральской земли?
— Да, это избы, расписанные в уральском стиле. Стиль этот — примета Среднего Урала, отчасти Тюменской и Курганской областей. Посёлок Кармак (близ Тугулыма) в девятнадцатом веке славился своими мастерами-красильщиками, которые брали подряды и расписывали интерьер домов. Уникален, конечно, каждый экспонат, но когда видишь коллекцию Самойлова целиком, погружаешься в другое измерение, видишь красоту расписных фрагментов интерьера. Наши предки хотели жить красиво и так представляли себе красоту. Благодаря коллекции Ивана Даниловича восстановлены старые уральские росписи, живописные и необычные. Сегодня они не в моде, сельскому дому навязывается городской стиль. Но, может быть, расписные избы однажды станут органичной частью сельского туризма.
— Какие промыслы ещё характерны исключительно для Урала?
— Связанные с ресурсами нашего края. Художественная обработка камня, например. Эту традицию уральские мастера непрерывно хранят четвёртый век, начиная с восемнадцатого столетия. Особенность нашей территории — изобилие металла, который с восемнадцатого века продавали по всей России. У нас даже в крестьянских хозяйствах металлические вёдра, рукомойники встречались чаще, чем деревянные бадьи, а бондарные промыслы не прижились. Каслинское литьё, безусловно, — наш промысел. Хотя сейчас Касли входят в состав Челябинской области, исторически они относились к Екатеринбургскому уезду Пермской губернии. С восемнадцатого века при Екатеринбургском заводе было организовано специальное производство — литьё колоколов. Память об этом — фестиваль колокольного звона в Каменске-Уральском, Екатеринбурге, Первоуральске. Нельзя забыть про расписные тагильские подносы. Работали целые династии крепостных художников (известнейшие — Худояровы, музей их имени действует в Нижнем Тагиле). Авторский тагильский поднос сейчас чрезвычайно популярен. Сегодня он — знак определённого статуса, и далеко не каждый решится поставить на него чай. Гордость уральцев — и златоустовская гравюра на стали, зародившаяся в девятнадцатом веке на Южном Урале.
— А о каких уральских промыслах память сохранилась только в музеях?
— О сундучном, например. Невьянск славился своими сундуками ещё в 50-е годы двадцатого века. В селе Петрокаменское (близ Нижнего Тагила) было налажено их производство. После того, как сундуки вышли из моды, сотрудники музеев собирали их буквально со свалок. Очень интересные изразцы сохранились на Свято-Троицком соборе в Верхотурье. Раньше же изразцы были и в жилых домах (понятно, что не в простых). Это художественное производство ушло ещё в восемнадцатом веке. Медные изделия екатеринбургского завода славились хорошей чеканкой, интересными формами… Видимо, с этим производством связано и изготовление на Урале первых русских самоваров. Большая коллекция медной посуды сейчас находится в Свердловском областном краеведческом музее в Екатеринбурге (равная коллекция украшает Государственный исторический музей в Москве).
— Во многих странах надпись на товаре «сделано руками» только добавит ему ценности и цены. Почему в России до сих пор сохранилось пренебрежительное отношение к «самоделкам»?
— Сделал сам — и вроде бы собственный труд не считается — «Вот магазинское!..». Эта не самая лучшая наша традиция тянется с девятнадцатого века. Сделанное в своём хозяйстве особо не ценилось. Трудозатраты совершенно не принимались в расчёт. Льняная домотканая скатерть оценивалась дешевле, чем покупной ситец. Сегодня это выливается в недооценку не только собственного труда, но и своих традиций, своих корней. Как-то на марийском празднике в Красноуфимском районе я видел, как москвичи скупают марийские вышивки в огромном количестве, безбожно обманывая мастеров, занижая цену, пытаясь приобрести за бесценок качественно сделанные вещи. Спрос-то на национальное, исконное, родное есть, он возвращается и набирает обороты. Может быть, это станет поводом для возрождения уважения к своей культуре, к самим себе.
Ирина ВОЛЬХИНА
http://www.oblgazeta.ru/
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.