- 08.09.2009
- 2368 Просмотров
- Обсудить
Удорожание евро с долларом и ужесточение таможенной политики в разы сократило импорт трикотажа из Китая, СНГ и Европы. Российские фабрики могли бы занять освободившиеся ниши, но отсутствие оборотных средств не дает им воспользоваться этим шансом. О специфике швейного бизнеса в интервью рассказал генеральный директор одного из крупнейших уральских производителей трикотажа ЗАО "Мультитекс" Федор Шелепов.
- Есть мнение, что развивать легкую промышленность на Урале не имеет смысла. Мол, в машиностроительно-металлургическом регионе текстильное производство приносит минимальный доход, а продукция из Китая и Европы всегда будет качественнее и дешевле. Способна ли ваша компания опровергнуть это мнение?
- В 2008 году мы выпустили продукции на 44 миллиона рублей. С начала 2009 года - на 29 миллионов, это на 16% больше, чем в первой половине прошлого года. Рентабельность производства - на уровне 12%. Мы специализируемся на верхнем трикотаже: кофтах, джемперах, свитерах, жакетах, жилетах. Большую часть доходов приносит женская одежда, на нее приходится около 70% ассортимента. Остальное - мужские и подростковые линии.Увеличение объемов в денежном выражении в большей степени связано с повышением себестоимости пряжи. Выросли тарифы на электроэнергию, подскочил курс доллара - а сырье для производства мы закупаем в основном в Европе и странах СНГ. В результате выросла и рыночная цена продукции, и обороты предприятия. В физическом же объеме мы практически не прирастаем уже больше 2 лет, все машины загружены на 100%. Это с учетом того, что за последние 4 года мы более чем на 2/3 обновили парк, закупив на 22 миллиона рублей итальянскую технику.
- Европейская пряжа, итальянское оборудование... Почему вы не работаете с российскими поставщиками машин и сырья?
- Мы немного пряжи закупаем у московских предприятий. Но наши камвольные комбинаты просто не выпускают специальные полушерстяные нити для автоматического вязания.
А технику еще несколько лет назад заказывали на соседнем Невьянском машиностроительном заводе. Но с 2002 года он ликвидировал это производство, а больше устраивающего нас вязального оборудования в России нет. Поэтому, изучив мировой рынок перед масштабной модернизацией, мы остановились на итальянцах.
- Судя по тому, что фабрика загружена на 100%, спрос на продукцию очень высокий. На каких рынках вы реализуете товар?
- Мы продаем трикотаж в основном через оптовые компании, которые потом развозят продукцию по всему Уралу, а также в Новосибирск и Санкт-Петербург. В среднем на одного клиента мы отгружаем товара на 100-200 тысяч рублей. Таким образом, наши изделия продаются в более чем 30 магазинах Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Кургана, Перми. Также у нас есть свой магазин "под боком" - в Невьянске.
- Есть ли планы по развитию собственной розничной сети?
- Мы пробовали. Но при сегодняшних объемах, это не выгодно. Даже в Екатеринбурге притянуть всех наших покупателей в один магазин крайне сложно, нужны очень большие затраты на рекламу. Сейчас нам проще отгружать товар оптовикам и при этом присутствовать в десятках магазинах крупнейших уральских городов.
- Какую долю на рынке трикотажа занимает продукция местных производителей?
- Я могу говорить только о том сегменте, в котором мы работаем: кофты, джемпера, свитера. Учитывая, что наша фабрика один из крупнейших производителей в регионе (ближайшие конкуренты - только в Удмуртии), до середины 2008 года на наши изделия приходилось менее 0,3% рынка Уральского федерального округа. Но с начала 2009 года из-за повышения курсов валют, ужесточения ввозных пошлин, а также косвенно из-за закрытия Черкизовского рынка в Москве (через него шли крупные потоки "серого" товара), на Урал стало поступать значительно меньше азиатской продукции и ниши на рынке освободились.
Раньше, по разным оценкам, порядка 80% российского рынка трикотажа приходилось на заграничную продукцию. Из них три четверти - на "серый" импорт. Отечественный легпром, работающий на массового потребителя, был практически загнан в угол: импорт был значительно дешевле. Но это стимулировало нас развиваться: повышать качество продукции, обновлять производство, искать способы снижения себестоимости товара.
В конечном итоге, высокая конкуренция сыграла нам только на руку. К кризису мы подошли отлично подготовленными. Мы работаем на самом современном оборудовании. Научились оперативно реагировать на резкое изменение спроса (например, в холодное лето мы быстрее, чем китайцы или белорусы, запускаем производство более теплой одежды). Средняя стоимость наших изделий вполне конкурентоспособна - порядка 600 рублей. Кроме того, мы наработали тесные контакты с оптовыми компаниями и магазинами. И сейчас, когда соотношение китайских и российских товаров на розничном рынке верхнего трикотажа примерно равное, оптовики, которые ушли от нас несколько лет назад в Турцию, Китай, СНГ, Европу, возвращаются и снова делают заказы.
- Но как вы можете увеличить долю на рынке, если мощности предприятия полностью загружены?
- До кризиса у нас был бизнес-проект строительства новых корпусов фабрики, расширения производства. Вложив 120 миллионов рублей, мы могли бы в 4 раза нарастить объемы. И рынок бы это принял - спрос есть. Сейчас самое время для развития: недвижимость упала в цене, импорта на рынке стало меньше. Но и денег нет: ни банки не дают кредит, ни бюджет не может нам помочь. Для нас это просто катастрофа. Еще в прошлом году у нас были средства, но не было возможностей. Сейчас есть все возможности для роста, но нет средств.
- С увеличением объема производства вы планируете расширить ассортимент?
- Скорее, сузить. Мы все-таки в большей степени ориентированы на оптовиков. Экспериментировать пытались, выпускали дизайнерские коллекции. Но они очень плохо продаются. Этим должны заниматься ателье, а не фабрики. Наша же задача - обеспечить потребителей недорогим качественным трикотажем для повседневной носки.
Подготовила Евгения Еремина
источник: http://www.rusbiznews.ru/news/n493.html
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.