- 24.02.2010
- 2373 Просмотра
- Обсудить
Старообрядческое иконописание горнозаводского Урала - тема, благодатная для исследования. И потому, что пока еще мало изучена, и потому, что произведения этого направления религиозной живописи, по счастью, сохранились до наших дней. И более того, имеют свое продолжение в творчестве современных иконописцев.
Быстрое развитие иконописания на Урале началось в XVIII веке, когда сторонники "старой веры" пришли из разных регионов России на заводы промышленников Демидовых. Здесь им удалось создать своеобразную иконописную традицию.
Черты самобытности в уральской иконе наметились уже в петровское время, однако расцвет иконописания пришелся на рубеж XVIII - XIX столетий. Поскольку многие иконописцы жили при Невьянском заводе, это направление в иконописании получило название "невьянской школы".
Невьянские мастера, выполняя различные заказы - от небольших домашних икон до грандиозных многоярусных иконостасов - обустраивали мастерские в других уральских городах, со временем распространяя свое влияние.
Трудные судьбы пережили после большевистского переворота многие святыни. Изъятые из храмов, невьянские образы частично оказались в музейных собраниях, частично у простых людей, быть может, и не понимавших, какие шедевры у них на руках. И неудивительно, что теперь коллекционеры где только не обнаруживают старинные иконы.
Труды собирателей не могут не вызывать благодарности, как специалистов-искусствоведов, так и людей верующих. Ведь достояние веры и культуры возвращается из небытия.
На днях в Российской академии художеств состоялась презентация нового издания по истории русской иконы "Невьянского письма благая весть. Невьянская икона в церковных и частных собраниях".
В Белом зале Российской академии художеств собрались живописцы и коллекционеры, искусствоведы и любители книги. Художественный редактор альбома - екатеринбургский иконописец Татьяна Водичева рассказала, что в издании опубликовано около 180 изображений икон из частных, церковных и музейных собраний.
Материал группируется по иконографическому принципу. Каждому разделу предшествует очерк иконографии, где выделены специфически "невьянские" варианты. Последний раздел посвящен продолжению традиций невьянской иконы в современной иконописи, мастера которой стремятся воплотить характерную для невьянского письма манеру в своих произведениях.
Новое издание будет интересно как художникам, иконописцам, искусствоведам, так и всем ценителям искусства.
по материалам orthodox.etel.ru
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.