- 03.06.2008
- 2142 Просмотра
- 2 комментария
На Валерия Захарова, написавшего в 2003 году заявление о переводе в новый цех с непонятным названием «Производство преобразовательной техники», друзья смотрели с недоумением. Мол, чего ждать от завода-банкрота, который задолжал всем на свете, и в первую очередь своим рабочим? Тогда у только что преобразованного из мехзавода Невьянского машиностроительного завода не было заказов, в корпусах разруха — ни стекол, ни батарей отопления, люди разбегались, а те, что остались, сидели без работы и денег. Вот и удивлялись товарищи, почему Захаров, серьезный мужик и хороший специалист, никуда не подался. Мало того, и дочь на завод работать привел. Никак поверил, что похороненный за перестроечные годы завод может ожить?
Эту историю пятилетней давности электромонтажник Валерий Захаров рассказывает, показывая свой цех, в котором идет сборка преобразовательной аппаратуры, используемой в управлении прокатными станами. Выглядит продукция внушительно — это объемные шкафы, напичканные электроникой, среди них попадаются и экземпляры величиной с комнату. «Это сейчас у нас просторно и чисто, как в аптеке, — поясняет Валерий Анатольевич, — а начинали в тесном помещении, первые преобразователи собирали, стоя на коленях. Теперь заказы есть, зарплата растет, и люди сюда попасть стремятся. И мы с колен встали, и завод поднимается».
Слова рабочего подтверждает статистика. За последние пять лет объем производства товарной продукции на Невьянском машиностроительном заводе вырос в десять раз, предприятие работает с 10-процентной рентабельностью. Полностью восстановлена инфраструктура завода, освоены новые виды продукции, в которой только семь процентов приходится на оборонные заказы. У невьянских машиностроителей нет долгов перед государством и энергетиками, с ними с готовностью сотрудничают банки. Средняя заработная плата составляет 13600 рублей. В короткий срок безнадежно убыточное производство превращено в успешный бизнес. Выходит, не только китайцы способны творить экономические чудеса?
Генеральный директор группы компаний «НМЗ» Николай Лотов более скромен в оценках. Он не то что чудом, даже успешным итогом достижения своей команды не называет. Так, промежуточный результат…
Конечно, хорошо, что завод начал новую жизнь, но это другая жизнь, и завод тоже другой. Был когда-то демидовским родовым гнездом, потом оборонным гигантом, насчитывающим 12 тысяч работников, затем в течение 15 лет тихо умирал. Теперь предприятие стало более компактным. На нем трудится 650 человек, продана часть основных фондов, сократился земельный отвод. Сохранив традиционный профиль производства, невьянцы провели мониторинг рынка и освоили ряд видов продукции, востребованной в электротехнике, строительной и нефтедобывающей отраслях: приводы для высоковольтных выключателей, гидромолоты для экскаваторов, оборудование для нефтяных вышек. Невьянские оборонщики доказали, что являются мастерами-универсалами и могут составить достойную конкуренцию зарубежным компаниям.
В прошлом году под едкие улыбки земляков (были машиностроители — стали комодостроители) открылся на заводе новый цех по производству мебели, оснащенный автоматизированными итальянскими линиями. Офисная мебель и торговое оборудование с маркой «БИС-мебель» нашли своих покупателей в России и за рубежом, обеспечив завод еще одним надежным источником доходов.
В экономическом аспекте переход на рыночные рельсы завод прошел более чем успешно, а вот психологически этот шаг дался нелегко. Генеральный директор признается, что для реализации задуманного нужны люди амбициозные, стремящиеся много не получать, а именно зарабатывать. Беспросветные же годы сделали свое дело — немногие сохранили веру в свои силы, способность идти на рискованные решения. Таких, как Валерий Захаров, — единицы. Поэтому ставку Николай Лотов делает на молодежь. Восемнадцать ребят стали стипендиатами завода, после получения дипломов УГТУ-УПИ дирекция обещает помочь молодым специалистам в решении жилищного вопроса. К слову сказать, многие из этих студентов не являются коренными жителями Невьянска. В городе машиностроителей выпускники школ не желают поступать в технические вузы, не видят для себя в этой отрасли достойной перспективы.
А есть ли перспективы у завода? Судя по комплексному плану развития предприятия, рассчитанному до 2010 года, вперед машиностроители смотрят уверенно. На каждый последующий год предполагается рост объемов производства на 25 процентов от достигнутого. Правда, денег на развитие не слишком густо. Техническое перевооружение и освоение новых технологий — процессы весьма затратные. В одиночку таким производственным субъектам, как НМЗ, инвестировать в эти направления очень проблематично. Здесь нужна кооперация. У невьянцев есть хороший опыт сотрудничества с Уралвагонзаводом и другими крупными фирмами. В частности, для тагильских вагонов и других видов продукции УВЗ в Невьянске производят термообработку деталей и сборку комплектующих узлов. Если бы и другие корпорации, имеющие собственных разработчиков и многоступенчатую производственную схему, захотели отдать часть заказов и часть проблем невьянцам, те с удовольствием приняли бы участие в проектах. Как показывает зарубежный опыт, такая кооперация выгодна обеим сторонам и дает отличные результаты в повышении качества продукции.
Старый невьянский завод сумел сохраниться как самостоятельный производственный комплекс, начав жизнь с нуля — перешагнув и давнюю славу, и недавнее бесславие. Здесь не любят вспоминать прошлое — живут настоящим и будущим, стремясь даже в мелочах соответствовать современности. Что ж, на невьянской земле исторически значимых мест предостаточно, завод-новатор здесь куда уместнее, чем завод-музей.
по материалам oblgazeta.ru