- 04.01.2009
- 1892 Просмотра
- 4 комментария
Одна куча досок и бревен — содержимое одного КамАза. Приехал, вывалил то, что еще недавно было домом, уехал. Следом еще один. И еще. Вываливают свой груз на обочину дороги, образуя улицу из развалин. А вокруг куч бревен раскинулись поля и пригорки самого разнообразного хлама. Лежат, пошевеливаются на ветру. Это значит, что жилье человеческое неподалеку. Свалка — самый верный ориентир.
Поселок Таватуй. Одно из курортных местечек Свердловской области. Постоянное население — около 500 человек, в летний сезон число жителей увеличивается раз в 20. Большое чистое озеро. Сравнительно недалеко от областного центра. А еще свалка. Как свернете с Серовского тракта, так налево. Широкий язык мусорного монстра вольготно выплеснулся к самой дороге. Благо народ не стесняется добавлять и добавлять. Иной раз и дверцу машины открывать лень — в окошко мешки бросают. Культура!
Вот с такой свалкой и такой «культурой» борется глава поселка Вадим Игоревич ШПИРЮК:
— Вообще надо сказать, что эта свалка образовалась у нас уже лет 40 назад. То, что вы видите близ дороги, — это ее малая часть. Первоначально под свалку была отдана безлесная поляна, появившаяся в ходе разработки каменного карьера. К ней отсыпана через болото дорога. Свалка эта никогда не имела официального статуса, но раньше власти на данный факт смотрели проще, к тому же уход за свалкой был. Каждое лето там работал бульдозер: трамбовал, ровнял, закапывал. Свалка особых проблем не создавала. А вот лет восемь-десять назад началось активное дачное строительство. И новые дачники — уже не чета старым. Пока шли только бытовые отходы — мы еще как-то справлялись. Но когда на свалку стали отвозить разбираемые дома, когда принялись перестраивать старые базы отдыха на берегу озера — мусора стало больше и он стал «неподъемным». Трактор справиться не может. Нормальный человек еще отвезет свои бревна и кирпичи до поляны, а нерадивый вывалит посреди дороги, и следующему уже не проехать дальше — сбрасывает отходы своей жизнедеятельности прямо на обочину.
Лет пять мы еще как-то прогребали дорогу к основному «свалочному» месту. Денег в бюджет поселка на эти цели никто не закладывал, поэтому приходилось искать спонсоров. Продолжали отсыпать дорогу, ставили трубы для стока воды. Однако последние три-четыре года темпы строительства пошли такие, что мы просто перестали успевать за ними с нашим мусороуборочным трактором. Начали выделяться новые земельные участки под дома, и на свалке появились пни с корневищами. Это вообще самый тяжелый мусор. Придет лесовоз, десять пней вывалит — сразу огромная площадь занята. И трактором их очень сложно передвигать. Катаются туда-сюда. Да еще «строители» из Средней Азии. Им вообще все равно, куда и что вываливать. Из-за этих завалов на дороге нам и свой, обычный, бытовой мусор некуда стало выбрасывать.
— И что? Выбрасываете, как все, рядом с дорогой?
— Нет. В прошлом году я заключил договор с частным предприятием «Саночистка и озеленение» из Верхней Пышмы, специализирующимся на вывозе бытовых отходов. Мы поставили в трех точках 20 мусорных контейнеров. Регулярно приходит мусоровоз и вывозит мусор на полигон у поселка Красный. Есть, правда, специфические сложности. Это, например, коровы. Они заходят на помойку, рогами вытаскивают мешки с мусором, а следом собаки, птицы, ветер…. Сейчас строим вокруг площадок с контейнерами сетчатые заграждения. Остается еще убедить население платить за вывоз мусора. Мне на это никто средств не выделяет, а один рейс мусоровоза до Пышмы стоит шесть тысяч. И если зимой нам хватало 18000 рублей в месяц, то с началом дачного сезона явно не хватит 48000 рублей. Приходится искать спонсоров. А жители частного сектора и дачники привыкли за мусор не платить. Раньше он и образовывался в ничтожных количествах, но теперь мусор пошел другой. Практически любой продукт сегодня имеет упаковку, которую не сожжешь просто так на огороде и в силосную яму не положишь. Пластик, пленку, пенопласт все равно приходится выбрасывать на свалку. Поэтому будем приучать платить за вывоз, штрафовать, если потребуется. Правда, людей надо еще заставить бросать пакеты с мусором в контейнер. Их просто кидают в сторону помойки, зачастую не выходя из машины. И с этим мы тоже боремся: объясняем, с участковым ходим по домам…
— Значит, бытовой мусор вы вывозите на полигон. Но ведь и свалка у дороги растет.
— Да. Основными «клиентами» этой свалки являются базы, расположенные вдоль озера. Вот оттуда везут лесовозами, самосвалами, телегами… Еще на мысу обосновались две фирмы, «Лагуна» и «Зеленый мыс», организующие полудикий отдых для горожан. На выделенной территории они, конечно, прибирают и везут все… на эту же свалку. Я вывешиваю объявление о запрете — его срывают. Периодически устраиваем с участковым засады, штрафуем, но помогает не очень. Причем юридический казус заключается в том, что свалка эта как бы и не наша. Она находится за административными границами поселения Таватуй, на территории Невьянского лесхоза.
— Однако мусор куда-то надо возить…
— Вот тут главная загвоздка. Нам нужен где-нибудь неподалеку официальный мусорный полигон, чтобы можно было отходы складывать и требовать от всех соблюдения санитарных норм. В этом случае я смогу, пусть и путем штрафов или административных взысканий, заставить всех свозить мусор именно туда. Потому что сегодня альтернативы старой свалке я предложить не могу. Ближайшие полигоны расположены за 40 километров. С соответствующими письмами мы, в частности, обращались в министерство природных ресурсов. Самое интересное, что лет десять назад уже был полностью подготовлен комплект документации на строительство нового полигона практически напротив въезда в Таватуй, за Серовским трактом. Там старый гранитный карьер площадью пять гектаров. Проект немного не успели доделать в части выделения земли, а сейчас мы столкнулись с тем, что Невьянский лесхоз говорит нам, мол, нет такой статьи в законе, по которой он может передать землю в аренду под организацию полигона твердых бытовых отходов (ТБО. — М.Ч.). Мы даже сами нашли инвестора, который готов вложить пять-шесть миллионов в обустройство полигона. Там нужно сделать глиняный «замок», дабы избежать попадания воды в невьянские болота и реку Шаманиху. От областного бюджета мы просим 500 тысяч рублей, чтобы закончить проект и начать работу. Следом и частник подключится. Туда можно будет постепенно перевезти весь мусор с нынешней безобразной свалки. Это около 300—400 тысяч кубов. Да хотя бы то, что у дороги навалено, вывезти. Это уже около 100 тысяч кубов. Чем быстрее будут решены юридические вопросы — тем скорее про таватуйскую свалку можно будет забыть. Без полигона мы просто задохнемся уже к концу этого сезона, ведь поселок продолжает строиться…
Такое вот положение: есть проблема, есть вариант ее решения, есть желание решать — не хватает юридического крючка, чтобы сцепить все эти факторы вместе. А сколько еще поселков стоят в окружении дурнопахнущих мусорных куч и полей?
Прокомментировать ситуацию со свалками бытовых отходов в Свердловской области мы попросили первого заместителя министра природных ресурсов Галину Юрьевну ПАХАЛЬЧАК:
— Всего в области насчитывается порядка 600 мусорных полигонов, но из них меньше ста имеют разрешительные документы. Вообще, вопросы организации полигонов ТБО находятся в компетенции муниципалитетов. Область, в первую очередь, занимается опасными отходами. Например, монацитовыми песками под Красноуфимском или нейтрализацией шахтных вод в поселке Левиха. Однако, понимая, что малым населенным пунктам сложно осилить весь процесс подготовки к организации полигона, мы разрабатываем типовой проект полигонов ТБО двух типов. Для поселков с числом жителей менее 15 тысяч и менее 50 тысяч. Однако главам администраций следует заранее озаботиться подготовкой к созданию полигона. В первую очередь выделением земельного участка. Возможно, оптимальным будет вариант создания кустовых полигонов, для нескольких поселков сразу.
— Вот как раз в Таватуе все и застопорилось из-за оформления участка…
— Не только из-за этого. Сделанная 10 лет назад документация не соответствует современным нормам, она не прошла государственную экспертизу и нуждается в переделке или доработке. Вообще, однозначных препятствий для размещения полигона нет. Сложности возникают в том случае, если вокруг леса первой категории. Тогда этот вопрос необходимо решать в Москве, но и это не представляется невозможным.
— В Таватуе предлагают использовать под полигон старый карьер. Но ведь у нас по области этих карьеров хоть пруд пруди. Вот и решение проблемы?
— Карьеров действительно много, но далеко не каждый из них подходит. В первую очередь, из-за гидрогеологических условий. Кстати, можно ведь и некоторые стихийные свалки узаконить, если провести экспертизу и она покажет, что это место годится для организации полигона.
— А как сделать, чтобы перестали расти стихийные свалки? Штрафовать?
— На последнем расширенном заседании правительства глава Березовского, Вячеслав Брозовский, верно подметил, что вывезти машину мусора на полигон стоит 800 рублей, а штраф за вываленный где попало мусор — 500. Это еще если поймают. Поэтому сейчас депутаты областной думы работают над поправками, в разы увеличивающими размеры штрафов за нарушение санитарных норм. Кстати, сегодня, в принципе, есть юридическая база для того, чтобы сделать чистыми улицы наших городов. Закон позволяет штрафовать любого, кто даже окурок мимо урны выбросил. Сейчас мы ведем комплектацию штата экологической милиции. Как только работа будет закончена — милиция приступит к работе. В том числе и на улицах городов…
Михаил ЧЕРЕПАНОВ
по материалам nasmenu.ru