- 21.08.2014
- 2755 Просмотров
- 18 комментариев
На фоне шумных митингов и прочих акций протеста против применения цианидов в Невьянске эта история не получила широкой огласки. Во многом потому, что ее участниками стали дети — ученики школы села Быньги, вблизи которого планируется открыть злополучный участок по выщелачиванию.
Незадолго до летних каникул школьники отправили коллективное письмо губернатору области и мэру города с просьбой не допустить экологической катастрофы, после чего директор школы лишился должности.
…Педагог начального звена Ольга Хохлова уже и сама не рада, что проявила креатив на уроке по изучению окружающего мира. Когда ее третий класс добрался до темы экологических бедствий, она решила не уходить далеко от реалий и изучить возможные негативные последствия для окружающей среды на местном материале. Ознакомила детей с потенциальными рисками, кои таит в себе применение цианидов. Разъяснила, разумеется, на уровне, доступном для понимания третьеклассников. Для полноты картины дети поговорили с родителями, среди которых, понятное дело, тоже немало противников строительства фабрики, наслушавшихся про новый метод добычи золота.
— Мы не претендовали на научную ценность проекта и тем более не расценивали его как акцию протеста, — рассказывает Ольга Явитовна. — Дети попытались узнать и понять то, о чем в Быньгах говорят все взрослые.
Результатом детских исследований стали трехминутные выступления юных докладчиков в других классах и коллективное письмо губернатору и мэру, в котором школьники озвучили опасения селян. «Мы хотим купаться в чистой воде!», «Мы хотим, чтобы на нас не капал цианидный дождь!» — такова риторика послания. Даже в устах взрослых эти лозунги не прозвучали бы как угроза или ультиматум. А уж дети тем более не требовали никаких отставок или пересмотра законодательства в сфере недропользования, не предавали анафеме политиков и старателей. Даже на ответы властей не особо рассчитывали, посчитав свою миссию выполненной на этапе сбора и осмысления материала.
Тем не менее, реакция последовала. Из приемной губернатора письмо школьников было направлено в природоохранную прокуратуру. Ее сотрудники постарались изложить свою позицию понятным детям языком, в результате получилась сказка про цианиды со счастливым концом. А вот в администрации города и местном управлении образования на письмо, отправленное школьниками высокому областному начальству, отреагировали по-взрослому: директор учебного заведения лишилась должности, классный руководитель получила выговор и недосчиталась премиальных.
— Документально увольнение было оформлено как нежелание работодателя продлевать действие срочного трудового договора, — комментирует экс-директор быньговской школы Алла Матвеева. — Когда я находилась на больничном, мне по электронной почте прислали приказ из управления образования. Нашлись еще какие-то претензии, но поводом для увольнения, как понимаю, стали как раз эти письма. Мне за них не стыдно, и классного руководителя, за которым я якобы «недоглядела», мне упрекнуть не в чем. Если бы учитель и дети провели такую же работу по темам, связанным с последствиями употребления алкоголя или наркотиков, была бы совершенно иная оценка. Если бы школьники обратились к губернатору с просьбой остановить распространение наркотиков или оградить детей от табачного дыма, никто бы не насторожился. Наоборот, нас бы отметили с хорошей стороны.
Классный руководитель Ольга Хохлова уже не берется комментировать действия властей — устала от разбирательств и боится остаться без любимой работы, которой она отдала более 30 лет. Ее успели обвинить в нарушении расписания уроков (за то, что водила детей по другим классам, «отвлекая» школьников от учебы), несоблюдении образовательных стандартов и чуть ли не в террористическом акте, совершенном при помощи ничего не понимающих малолетних сообщников. Единственное, в чем она себя упрекает, — в том, что разрешила детям поставить подписи под письмом.
— Права детей нарушены в части предоставления персональных данных, — подтверждает начальник управления образования Невьянского городского округа Надежда Агафонова. — Без согласия родителей фамилии несовершеннолетних нельзя указывать ни под каким воззванием.
Впрочем, родители школьников, в отличие от чиновников, не набросились на учителей за упоминания сведений о детях. Наверное, потому, что сами неоднократно ставили свои подписи под многочисленными обращениями в адрес властей…
Затянувшееся противостояние между сторонниками и противниками строительства фабрики по выщелачиванию золота все чаще уходит в политику. Уже несколько месяцев инициативные группы добиваются проведения референдума, чтобы жители района выразили отношение к цианидному способу золотодобычи. Инициаторам было отказано сначала в территориальной избирательной комиссии, затем — в суде, позже — в областном избиркоме.
Основание «железное» — это вопрос неместного значения. Если федеральное законодательство о недропользовании и условия разработки конкретного месторождения позволяют применять цианиды для извлечения драгметалла, то референдум в отдельно взятом районе не имеет значения. Необходимо, чтобы инициатива о запрете применения цианидов была поддержана в большинстве субъектов РФ. Однако вряд ли другие регионы проникнутся опасениями невьянцев.
Вряд ли «протестанты», регулярно собирающие митинги в Невьянске и одиночные пикеты в Екатеринбурге, не понимают разницы в «весовых» категориях — между федеральными законами и уставом городского округа. Поэтому первые лица Невьянска все чаще высказывают предположение, что акции протеста, на которых звучат требования отставки мэра, — происки конкурентов.
Однако маловероятно, что соперники действующего главы города, проигравшие на недавних мэрских выборах, до сих пор подогревают интерес к этой теме. А вот экономическая версия имеет право на жизнь. Нельзя исключать, что с помощью общественности за месторождение борется другая золотодобывающая компания — чтобы затянуть сроки начала работ и самой претендовать на освободившиеся ресурсы. Да и инициативная группа, по словам невьянских властей, не прочь заработать на проведении независимой экологической экспертизы. Хотя заключения государственных экспертов до сих пор нет, и сомневаться в окончательном вердикте по меньшей мере преждевременно.
…Да, в городской администрации устали от акций протеста, устали объясняться с надзорными ведомствами. Каждый несогласный представляется чиновникам идейным врагом — даже если он всего лишь стоит у школьной доски или сидит за партой…
Евгений КОНОВАЛОВ, Вчера
по материалам uralsky-rabochi.ru