- 01.06.2018
- 3503 Просмотра
- 1 комментарий
Полвека назад в Невьянском районе проходили съемки фильма
по «Роману Страстей» Вячеслава Шишкова
Ровно 50 лет назад съемочная группа Свердловской киностудии, приехавшая в наши края для работы над несколькими эпизодами советского четырехсерийного художественного фильма «Угрюм-река», взбудоражила всю округу. Те события далекого 1968 года до сих пор в памяти у многих быньжан, ведь некоторым из них посчастливилось не только лично повстречаться с любимыми актерами, понаблюдать «как делается кино», но и принять участие в съемках и прочувствовать, каково это - примерить красивые наряды и грим. А затем, увидеть себя и свою малую Родину с экрана телевизора…
Трудно представить современному любителю кино, что такой мрачный, как бы сказали многие наши современники, затянутый и, как звучит в самом названии, угрюмый фильм Ярополка Лапшина «Угрюм-река», показанный на Центральном телевидении в конце 1968 года, а чуть позже - в кинотеатрах всего Советского Союза, стал одним из самых кассовых фильмом того времени (при затратах на производство в сумме 240 тысяч рублей, фильм собрал в прокате почти 1,5 миллиона). На премьеру четырехсерийки - единственной, кстати, экранизации «романа страстей» Шишкова, собирались полные кинотеатры, люди стояли в очередях за билетами и, хотя высидеть нужно было 4 часа (создатели отказались урезать 4-х часовую картину до 2-х часовой) из зала выходили переполненные эмоциями и восторгами. Бестселлер того времени в одном только невьянском кинотеатре «Урал» за 2 дня посмотрели более 3500 человек. В нашем районе интерес к этому фильму, где удивительно точно обыграны сложные характеры, человеческие недостатки, где множество острых социальных тем и психологических сцен, увеличивался в разы. Ведь задолго до выхода фильма по всему району прокатились слухи, что «у нас будут снимать кино!», а точнее эпизоды фильма по нашумевшему роману Шишкова «Угрюм-река». Чуть позже об этом не раз написали и местные газеты. На вопросы журналистов, почему именно село Быньги (наряду с деревнями Слобода и Кауровка вблизи реки Чусовая, Нижним Тагилом, берегами озера Шарташ и Таватуй) было выбрано, как место съемок, режиссер-постановщик Ярополк Лапшин отвечал так:
- Действие фильма, как и одноименного романа, происходит в конце 19 века, лет 80 назад. Конечно, современная деревня далеко ушла от дореволюционной. Посмотрите, везде электрические провода, антенны, даже крыши на домах - и то сплошь, да рядом черепичные. В этом отношении Быньги - типичное советское село. И все же нам удалось найти здесь отдельные участки улиц, дома, которые нас устраивают. Да и быньговская церковь стала местом, где разворачивается действие некоторых сцен.
А какой актерский состав был задействован в драматической киноленте! В главных ролях одни звезды: Людмила Чурсина, сыгравшая роль Анфисы - женщины с сильной, гордой и страстной натурой, уроженец Свердловска Александр Демьяненко (к тому времени уже известный на весь СССР студент из «Операции Ы и других приключений Шурика» и «Кавказской пленницы»), Георгий Епифанцев, великолепно исполнивший главного героя Прохора Громова, Валентина Владимирова, сыгравшая мать Громова, и многие-многие другие.
Рассказы о съемках фильма «Угрюм-река» - одного из самых масштабных телевизионных проектов Свердловской киностудии, с самого детства слышали многие выходцы села Быньги. Даже мой папа - коренной житель села, которому в то время едва стукнуло 7 лет, с нескрываемым, детским восторгом рассказывал нам о своих впечатлениях со съемок и уверял, что тоже «засветился» в фильме вместе с другими местными ребятами в одной из массовых сцен. Подозреваю, что в тех историях, лишь часть правды: отец, конечно, сам не принимал участия в съемках, но, уж точно, как и вся окрестная детвора, каждый день бегал к стоянке автобусов киношников, на чьих бортах было крупными буквами написано: «Свердловская киностудия», и наблюдал, как работает киноиндустрия, и как снимают в кино других - его сверстников и знакомых.
- В то время я училась в 6-м классе. В школу пришел один из режиссеров фильма и попросил у директора разрешения освободить несколько ребят от учебы на несколько дней, - вспоминает жительница Бынег Раиса Григорьевна Назарова (Белова). - Отпустили только тех, у кого была высокая успеваемость. Нам удалось поучаствовать в нескольких сценах, например, кадре «свидание Прохора и Нины», снимавшемся на фоне дома на улице Ленина, 3. А особенно мне запомнились съемки эпизода «празднование пасхи», которые проходили на территории Свято-Никольской церкви. Нас, как настоящих актеров, гримировали, одевали в красивые сарафаны и головные уборы. По окончании съемочного дня нам удавалось пообщаться с актерами, особенно охотно с жителями говорила и раздавала им автографы Людмила Чурсина. Свою фотокарточку с росписью актриса подарила и мне, но, к сожалению, она не сохранилось. И я искренне рада, что съемки «Угрюм-реки» проходили именно в нашем селе, ведь это одно из самых приятных впечатлений и воспоминаний моей жизни.
Встречи и общение с актерами, которые не гнушались угощаться домашним молочком, салом и белым быньговским хлебушком, работа с ними на съемочной площадке запомнились, как детям, так и взрослым, а некоторым из них даже подарили мечту, хоть и ей, забегая вперед, скажу, все же не суждено было сбыться.
- …Это был май 1968 года, я заканчивал 2-й класс… выбрали меня и еще нескольких мальчиков. Мы сразу пошли в автобус гримироваться. Надели на меня какую-то рваную одежку, намазали жидким гримом, дали фуражку с козырьком, которая спадала без конца. Около храма стояло несколько автобусов, зеваки стояли за оцеплением из веревок, их не пускали и просили не шуметь. Стояли огромные машины с генераторами, к ним были подключены камеры и прожекторы, строго запрещалось смотреть прямо в них. Снимали 2 дня, делали несколько дублей… Было очень интересно, я понял, что съемки - это очень сложно. Но, примерно тогда я и решил стать актером… - это отрывки из воспоминаний Ивана Петровича Саканцева, запечатленные на бумаге в конце 2012 года. Его - одного из самых активных членов художественной самодеятельности местного Дома культуры, спустя десятки лет помнят и любят односельчане.
Вместе с Саканцевым в массовых сценах снялись жители разных возрастов - Александра Васильева, Евдокия Малькова, Даша Пашкова, мальчик Костя по прозвищу «Макарь», Владимир Симаков - они сидели на паперти и просили милостыню. Говорят, Вовке Симакову даже те 15 копеек, что были ему брошены, так и оставили - в уплату за работу. А еще на некоторых улицах специально для фильма были сняты провода, а местами даже выкопаны столбы.
Курьезных случаев на быньговской съемочной площадке тоже было не мало: один из ребят, задействованных в работе, приехал на велосипеде «Школьник», на багажник которого Людмила Чурсина решила присесть. Но под ее весом он прогнулся, а колеса лопнули. «Все только посмеялись» - вспоминал владелец велика. В одном из эпизодов должен был появиться пьяный мужик в санях, но у артистов получалось слишком наиграно. После нескольких дублей режиссер увидел, как мимо навеселе проехал местный житель. Его догнали и после нескольких попыток объяснить ему, что к чему, да давши ему 3 рубля, так и сняли, в итоге именно кадр с ним попал в фильм.
Забавно, но многие жители отмечают тот факт, что тогда они впервые увидели курящую женщину (это была студентка ВГИКа В. Иванова, сыгравшая роль Нины Куприяновой), «да еще и артистку!», «да еще и в деревне!», «да еще и при всех!»… это уж точно было в новинку, «нонсенс» так сказать.
А как только на стене сельского ДК появилась афиша с расписанием сеансов, казалось, все Быньги хлынули на просмотр, билетов, конечно, на всех не хватило, сидели и стояли в проходах, как селедки в бочке. Восторгу не было предела: все ликовали, радовались, узнавая себя, близких и соседей, березовую рощу, храм, родные улочки, и даже лошадей по мордам.
- В совхозе был замечательный рысак, жеребец по имени Полет. Его тренировал конюх, мой сосед Володя Растрепенин, который постоянно с ним участвовал на районных и областных соревнованиях. Когда я служил в армии, в Быньгах снимали фильм «Угрюм-река». Фильм я смотрел у себя в части и с огромным удивлением увидел свою улицу, церковь, дома, школу, и… Полета. Его я узнал сразу, а вот конюха (соседа Владимира), загримированного под бородатого ямщика, не признал, - рассказывал потом Алексей Корюков.
Растрепенин, снимавшийся в эпизодах фильма, как признавалась его супруга, нередко ездил в магазин за «горячительным» для съемочной группы. Запомнились жителям и прочие моменты отдыха артистов, когда они раздавали автографы, спрашивали об успехах в учебе у школьников, дивились, какие в селе видные девчата.
Но не только Сято-Никольский храм, внутри которого так и не разрешили работать кинооператорам, красивый деревянный дом на улице Ленина, украшенный резьбой, запечатлены в ленте. Довольно неожиданным местом, к которому создатели фильма задолго до начала съемок, начали проявлять интерес - это местное кладбище. Очевидцы вспоминают, что для сцены, где к одному из главных героев - Громову прибегает мальчик с запиской, силами нескольких пожарных машин был создан искусственный дождь. И даже старинный большой старообрядческий крест, на фоне которого происходят события в эпизоде, и тот не настоящий, его привезли и вкопали члены съемочной группы, жившие не менее 3-х дней в вагончике недалеко от погоста на улице Трудовая.
В течение нескольких последующих лет фильм «Угрюм-река» был удостоен многих, в том числе всесоюзных наград, он вошел в классику советского кинематографа и до сих пор считается одним из лучших фильмов Лапшина.
Накануне 300-летнего юбилея Бынег так приятно еще раз отметить, что своей статностью, замечательными приветливыми жителями, колоритом и красивейшими окрестностями, село покоряет и влюбляет в себя не только местных жителей и заезжих гостей, но и творческих людей, готовых и умеющих показать эту удивительную красоту и стать всему миру. А такие картины, как «Угрюм-река», прославляют маленькие провинции - города и деревни, в веках, оставляя неизгладимый след в сердцах зрителей и, конечно же, местных жителей, которым представилась возможность самим принять участие в создании кино шедевра.
Евгения Матвеева, «Местные ведомости»