Назад » 2010 » Сентябрь » 10

Невьянские золотопромышленники искусственно ограничивают обьемы добычи золота


Золотоносной земли достаточно, но все сложнее добится права на ее разработку

Один килограмм пятьдесят граммов – столько весит самый большой самородок, добытый старателями артели «Нейва». Столь удачные находки случаются редко: обычно для получения одного грамма драгоценного металла приходится «перелопатить» полтора-два «Камаза» породы. Что волнует невьянских золотопромышленников, корреспондент «МК-Урал» выяснял вместе с председателем артели «Нейва» Игорем Ерохиным.
Среди наших покупок – бульдозеры, экскаватор, бензовоз, бурильная установка, различные станки, сварочные аппараты и многое другое

Заговор молчания

В конце XVIII века невьянские крестьяне нередко собирали в окрестных лесах золотой урожай: вместе с грибами и ягодами им попадались настоящие самородки. Правда, ни богатства, ни счастья никому из крепостных находки не принесли, а некоторым даже пришлось поплатиться за «подарок судьбы» своей свободой. В то время российский закон был строг: если рядом с предприятием нашли золото, государство могло забрать его в казну. Не удивительно, что невьянские заводчики старались сохранить такие сведения в тайне.

Переломным моментом в истории золотодобывающей промышленности стал 1812 год, когда был издан указ, разрешающий всем искать и разрабатывать золотые и серебряные руды. Уже через семь лет в Невьянске появился первый частный прииск. С тех пор разработка золотых запасов стала одним из столпов экономики города.

Социально ответственный бизнес

Артель старателей «Нейва» основана в 1978 году. В то время это было совсем маленькое предприятие: 27 человек вели работы на одном участке. Сегодня «Нейва» – мощная золотодобывающая компания, в которой трудится порядка 700 человек, и самый крупный налогоплательщик Невьянска. Вклад артели в доходную часть городского бюджета составляет примерно 9%.

«Нейва» активно участвует в реализации городских социальных программ. Несколько лет назад старатели взяли шефство над невьянским детским домом. Помогает компания и в организации спортивных состязаний, городских праздников.

Труд золотодобытчика тяжел, поэтому руководство старается поддерживать работников предприятия. Те сотрудники, которым необходимо лечение, получают путевки в санатории Урала. В 2010 году на эти цели выделено 2,2 млн рублей.

Гордятся в компании и высоким уровнем оплаты труда: средний заработок в артели составляет 34—36 тысяч рублей. Пожалуй, это самый большой показатель среди невьянских предприятий.

Не удивительно, что в артели работают целые династии. Яркий пример тому – семья первого председателя «Нейвы» Виктора Ляпцева. Более 30 лет назад он встал у руля объединения старателей, сегодня здесь работают уже его сын и внук. Преемственность поколений помогает поддерживать профессионализм сотрудников на высоком уровне. Оно и понятно: когда основы объясняет родной человек, все получается лучше. Вот молодые люди и приходят в компанию, чтобы перенять опыт у своих отцов и дедов. Это важно еще и потому, что некоторым специальностям, без которых в золотодобывающей промышленности не обойтись, не обучают в колледжах и техникумах. Скажем, гидромониторщиком можно стать только в артели, на практике постигая эту нелегкую науку.

Все больше внимания руководство компании уделяет новым технологиям. Старатели готовы сотрудничать со специалистами из разных городов страны, чтобы сделать свое производство как можно более современным. В частности, совместно с Иркутским научно-исследовательским институтом благородных и редких металлов и алмазов («Иргиредмет») и Естественно-научным институтом Пермского государственного университета артель занимается разработкой и апробированием технологических схем обогащения руды. Такой подход к производству – залог успешного будущего предприятия.

Проблем нет у того, кто не работает

Последние 4 года креслопредседателя артели старателей занимает Игорь Ерохин.

– Игорь Викторович, нынешние объемы добычи драгоценных металлов радуют?

– Не расстраивают точно. В прошлом году мы получили 751 кг золота и 52 кг платины. Конечно, это не самые большие показатели для нашей артели. К примеру, в 2001 году было добыто 1100 кг золота.

– С чем связано снижение? Устаревает оборудование или зимние холода дали о себе знать?

– Ничего подобного. Наша техника в полном порядке. Мы регулярно обновляем парк. С 1 января 2009 года по 30 июня 2010-го на эти цели было потрачено 59 млн 754 тысячи рублей. Среди наших покупок – бульдозеры, экскаватор, бензовоз, бурильная установка, различные станки, сварочные аппараты и многое другое. Все очень современное, эргономичное, отличающееся высокой производительностью.

Морозы нам тоже не страшны, поскольку добыча золота – это сезонные работы, которые производят только в теплое время года, пока держится плюсовая температура. Иначе нельзя: весь процесс построен на гидравлике, и даже если подогревать эстакады, например, в трубах все равно образуется наледь, что впоследствии приведет к авариям. Зачем рисковать и «убивать» оборудование ради призрачной выгоды? Это прекрасно понимают все старатели, поэтому зимние месяцы – сезон отпусков. Но как только столбик термометра преодолевает нулевую отметку в сторону плюса, начинается горячая пора. Производство работает круглосуточно.

– Тогда в чем же дело?

– Мы сознательно немного уменьшаем объемы добычи, можно сказать, растягиваем их во времени, потому что не хотим остаться без работы в обозримом будущем. Золото – это исчерпаемый ресурс. Сейчас у нас 8 участков, оформляются документы еще на два. Если мы задействуем все свои мощности на 100%, года через три там просто нечего будет взять. Казалось бы, в чем проблема: золотоносной земли у нас еще достаточно. Но добиться права ее разрабатывать местным компаниям все сложнее.

– Много бумажной волокиты?

– Естественно, документов требуется огромное количество. Месторождение делится на несколько участков. Их количество иногда доходит до 30. Для каждого оформляется отдельный пакет: межевание, согласования, разрешения, утверждения. Пока все это не подготовят, начинать работу мы не можем. Нередко за время сбора всех бумаг меняются стандарты, правила и даже законы. Приходится начинать все заново. На это уходят годы. В частности, одно из наших месторождений дожидалось своих документов семь лет! Но все же это не главное препятствие для развития невьянских артелей.

– Есть проблемы посерьезней?

– К сожалению, реальность такова, что получить новые месторождения практически невозможно. Многие из них сейчас подпадают под категорию лесопарков и общественных зон, поэтому добычу золота на таких участках не разрешают. Ту землю, что еще доступна для старателей, распределяют с помощью торгов. Но аукционы проводятся очень редко, в лучшем случае один раз в год. Раньше было проще: даже если заявку подавал только один участник, аукцион считался состоявшимся. Сейчас необходимый минимум – 2 компании. Если у одной из них оказались неправильно оформлены документы, торги отменяют.

Вообще, аукцион перестал быть оптимальным инструментом для определения компании, которая может предложить лучший вариант разработки месторождения. Нередко на торги заявляются только что созданные фирмы, которые еще ни грамма золота не добыли. У них нет ни опыта, ни оборудования, ни специалистов, но каким-то непостижимым образом землю получают они. Понятно, что впоследствии такие компании все равно приходят к нам и предлагают или выкупить эти участки, или работать на них за определенную плату. Этот сценарий нормальным предприятиям экономически не выгоден. Но что мы будем делать в будущем, если проблема не решится?

– Если артель все-таки получает новое месторождение и оформляет все документы, трудности заканчиваются?

– Это зависит от многих факторов. Скажем, если на участке есть лес, чтобы начать разработку, нам придется его вырубать. Мы потратим время, ресурсы предприятия, в том числе и финансовые, но использовать древесину на собственные нужны не сможем. Да, земля уже наша, но по закону этот лес будет выставлен на торги как отдельный лот. Если он нам нужен, придется покупать его отдельно. И наших затрат при этом никто не принимает в расчет. Снова нужно оформлять документы, дожидаться проведения аукциона. Тем временем основная работа стоит.

– Вы обсуждали эти проблемы с представителями властей?

– Да, мы обращались в разные инстанции. Огромную поддержку в этом вопросе нам оказывает администрация Невьянска, руководство Союза старателей России и Союза золотопромышленников Урала. Они – наш рупор, с помощью которого мы пытаемся донести свою позицию и предложения до федеральных властей. И хотя ситуация пока не меняется к лучшему, невьянские старатели все-таки не опускают рук. Мы верим, что справимся со всеми трудностями, ведь у того, кто умеет работать на совесть, все получается.

по материалам mk.ru

avatar
0
3 Maikl • 16:45, 22.11.2010 [Материал]
Вы не путайте старателей с " Нейвы" с другой артелью старательской, которая тоже трудиться г. Невьянске у всех жителей на глазах, кто то подберает го...цо а кто то нет. У артели старателей Нейва хватает средств что бы за собой убирать, для этого есть у неё участок называемый "РЕКУЛЬТИВАЦИЯ" которая наводит порядок после отработки месторождения.
avatar
0
2 Stas • 14:55, 10.09.2010 [Материал]
особенно понравилась тема "заговор молчания" про невьянских крестьян: грибы, ягоды, самородки, тот, кто писал, навеное в лесу никогда не был, если такую фигню пишет. Чтобы до самородков добраться надо как минимум плодородный слой снимать, а в лесу он до 0.5 м.
avatar
0
1 Jonni • 11:47, 10.09.2010 [Материал]
точно. они молодцы, но вот го...нишко за собой плохо прибирают... как-нить облагораживали переработанные пространства было б чудненько... :)
avatar