- 06.09.2014
- 2326 Просмотров
- 12 комментариев
Руководители местного самоуправления озабочены тем, что значительная часть построенного жилья официально не вводится в эксплуатацию. Владельцы новостроек годами проживают в возведенных апартаментах, которые нигде не значатся, а местный бюджет теряет в налогах. Кроме того, городские власти не имеют объективной картины, в каких направлениях и какими темпами движется частная застройка.
— Отследить абсолютно точно, сколько граждан живет в «несуществующих» домах, мы не можем, — говорит заместитель главы Невьянского городского округа Федор Шелепов. — Механизма выявления такого жилфонда не существует, да и вряд ли он когда-нибудь будет изобретен. Глядя со стороны, не скажешь, достроен дом на 100% или еще нет. Мы такую информацию пытаемся собирать через сотрудников администрации. За каждым из них закреплены определенные улицы в городе, и два раза в год ответственные работники совершают обход в поисках новых строений. В селах эта задача возложена на глав. Затем наши юристы делают запросы в Росреестр, зарегистрированы ли постройки как объекты недвижимости. В этом году получили 73 отрицательных ответа — ровно столько уведомлений разослали людям, приглашая на консультации. Как раз по этому поводу и собрались сегодня в администрации Невьянского городского округа представители Росреестра, БТИ, специалисты строительного, имущественного и юридического отделов. Представительная комиссия ожидала застройщиков, затянувших с оформлением документов. Приглашения «волокитчикам» были разосланы накануне.
Мотивация граждан, затягивающих с оформлением собственности, простая: регистрация объекта влечет начисление имущественного налога. Его величина напрямую зависит от срока, когда была проведена последняя инвентаризация: если дом новый, то размер налога в любом случае будет существенным. Не обращаются в БТИ не только владельцы вновь построенного жилья, но и хозяева перестроенных или достроенных объектов. Нередко на месте старой хибары в частном секторе вырастает просторный особняк в несколько этажей, а в кадастровой и налоговой базах строение по-прежнему числится древней избушкой. Некоторые изобретательные застройщики даже не сносят эти покосившиеся домики, чтобы в случае внезапной инвентаризации возразить проверяющим: дескать, живу-мучаюсь в старой избе, а новый коттедж еще не достроил. Хотя в особняке давно царят уют и комфорт.
Один мой далекий знакомый живет по такому же принципу — в его дворце можно заблудиться, а семья прописана в избушке на два окна, которая только портит вид его домовладений. «Ну снеси ты это бельмо!» — советуют друзья. «Я свои налоги уже заплатил. Знаешь, сколько за участок отдал? Больше миллиона…».
Железная, вроде бы, логика. Только на нее есть достойный контраргумент: захотел в элитном районе жить, вот и раскошеливайся, а не маскируйся под малоимущего.
А скучное совещание в мэрии все не начинается. Недисциплинированные застройщики, которых дожидается отряд «карателей», задерживаются.
— Да никакие мы не каратели, — возражает Федор Аркадьевич. — Работаем исключительно методом убеждения. В марте 2015 года истекают сроки дачной амнистии. Если их не продлят, оформить строение в собственность будет очень сложно.
— Придется заказывать проект, — перечисляют последствия специалисты местного отделения Росреестра. — Причем не абы где, а только в лицензированной организации. После завершения строительных работ нужно будет заказать заключение о качестве постройки. В ход пойдут и новые градостроительные нормы: если строение расположено ближе 3 метров к границе участка, никто его регистрировать не станет.
Других инструментов для убеждения, кроме напоминания про амнистию, у муниципальных властей нет. Что-то действенное вообще сложно изобрести, поскольку речь идет о частной собственности.
— Наши коллеги из других муниципалитетов предлагают ограничивать поставку коммунальных ресурсов, если дом еще не сдан в эксплуатацию. Мы эту идею поддерживаем. Электроэнергию, пожалуй, не перекроешь, ведь какие-то мощности нужны и для строительства. А вот газовики могли бы повлиять на ситуацию: подавать газ в недостроенный дом — это еще и небезопасно, —рассуждают члены невьянской комиссии по вводу жилья.
Количество вводимого в строй жилья — для территории не только экономический, но и политический вопрос. Выполнение муниципалитетом строительного плана — один из критериев эффективной работы. В этом году Невьянск должен добавить 20,9 тысячи квадратных метров жилплощади, притом что на бюджетные деньги строится всего один дом общей площадью около тысячи квадратов (по программе переселения из ветхого и аварийного жилфонда). На конец августа в округе было оформлено чуть больше 12 тысяч квадратных метров. Годовой план, скорее всего, не будет выполнен. Жилье-то строится, только люди не торопятся его оформлять.
И не спешат выслушивать полезные советы насчет дачной амнистии — на совещании в невьянской мэрии никто из застройщиков так и не появился.
Евгений КОНОВАЛОВ
по материалам uralsky-rabochi.ru