Назад » 2015 » Январь » 26

Похоронили за плинтусом?*


Иногда новые книги всё-таки приходят в библиотеку: чаще всего это подарки родителей и выпускников. Но, как правило, дарят либо детскую литературу, либо справочники и энциклопедии.

* Книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» рекомендована для дополнительного чтения в старших классах.

К нам в редакцию обратились учителя школы №1 города Невьянска, которые рассказали о том, что в библиотеке абсолютно нет современной художественной литературы, да и классика не обновлялась уже более 20 лет… За это время школьная программа по литературе значительно изменилась: новые авторы появились, вопросы на экзаменах по ним есть, а вот книг этих в библиотеках — нет. Аналогичным образом дело обстоит во всех городах области.

Кстати

Чтобы закупить необходимое количество современной литературы, среднестатистической библиотеке, по подсчётам учителей и библиотекарей, требуется около 200 тысяч рублей (из расчёта 400 рублей за книгу).
Обветшавшая классика и забытые современники

Обзвонив более десятка школьных библиотек нашей области, мы выяснили, что ситуация везде примерно одна: в среднем на протяжении 25 лет художественная литература в школьные библиотеки не завозилась. И если классики — Пушкин, Некрасов, Лермонтов имеются (хотя и их, как сказали нам библиотекари, пора списывать), то что касается современной литературы — сборников с произведениями современных авторов нет вообще. Мы говорим сейчас не о «Гарри Поттерах»… Сегодня сколько угодно можно ругать формат ЕГЭ, но при этом, чтобы достойно сдать экзамен по русскому языку и литературе, ученик должен познакомиться как минимум с десятком произведений современных авторов. Речь идёт о Борисе Васильеве, Анатолии Приставкине, Борисе Екимове, Викторе Астафьеве, поэтах Евгении Евтушенко, Белле Ахмадулиной — но этих авторов в школе, как правило, нет и в одном экземпляре. В заданиях экзамена по русскому языку зачастую в качестве темы для сочинения предлагают поразмышлять над отрывками из рассказов Людмилы Улицкой, Феликса Кривина, и лучше бы, конечно, знать, какие проблемы каждый из них в своём творчестве затрагивает.

И потом, многие из этих писателей уже внесены в программу по литературе для старшеклассников, но ни хрестоматий, ни сборников, ни тем более отдельных изданий с этими произведениями в школах нет.

— С художественной литературой в нашей библиотеке ситуация плачевная, — рассказывает Лариса Мишина, заведующая библиотекой школы №53 города Екатеринбурга, — и насколько знаю, в нашем районе, да и во всём городе — то же самое. Сколько лет я работаю в школе, ни разу нас никто художественной литературой не обеспечивал. Хотя некоторые образовательные учреждения пытаются как-то выкроить из своего бюджета средства на эти нужды, но это капля в море. У нас тоже есть один «новый» стеллаж, но книги мы смогли приобрести только в одном экземпляре, а о том, чтобы обеспечить целый класс, речи уже не идёт.

Чуть лучше дело обстоит в гимназиях и лицеях, где возможен вариант спонсорства. В обычных же школах такие подарки дарить и принимать не привыкли.

Почитать не найдётся?

Конечно, за художественной литературой детишек можно отправить и в городские библиотеки. Но в небольших городах даже в районных библиотеках найти несколько экземпляров той или иной книги, относящейся к современной литературе, очень сложно, а если они и есть, то экземпляров по десять — и это на все школы. Вот и получается, что на уроке, посвящённом творчеству, например, Василия Шукшина, с текстом произведения сидит один-два человека. Это в лучшем случае. Самые терпеливые, конечно, дождутся, пока их одноклассник прочтёт и поделится книгой, но большинство, скорее всего, так и не откроет знаменитого прозаика. Вариант «скачать в Интернете», во-первых, далеко не всем доступен. Во-вторых, в связи с активной борьбой с пиратством, большинство современных авторов можно скачать только за деньги.

— Новых книг по современной программе, которые бы соответствовали государственным стандартам, нет даже для начальной школы, — объясняет Римма Шишкарёва, заведующая библиотекой школы №3 города Камышлова, — что уж говорить о среднем звене.

Библиотеки в лучшем случае были укомплектованы ещё в 90-е, а с тех пор программа, естественно, изменилась. Я работаю в школе около 20 лет, и за это время была лишь разовая поставка классики. В остальном же местный бюджет выделяет средства только на учебники, справочники и энциклопедии.
Книга по-прежнему лучший подарок

Ситуация осложняется тем, что на обновление фондов классической и современной литературы выделяется крайне мало средств. На образовательный процесс школы получают областные субвенции, которые должны расходоваться исключительно на учебники. На художественную же литературу деньги предусмотрено выкраивать из местного бюджета. Но о таких случаях в школах области вспоминают с трудом. Если какие-то средства и выделяются, их тратят на того же Пушкина и Лермонтова, которые в школах уже зачитаны до дыр. Всё-таки это важнее.

Библиотекари, с которыми мы разговаривали, пока не видят выхода из сложившейся ситуации. В каждой школе выкручиваются как могут: где-то обращаются за помощью к родителям, где-то пересказывают содержание книг на уроках.

В школе № 1 города Невьянска последнее поступление художественной литературы было ещё в 2004 году. Тогда в качестве целевого распределения министерство образования Свердловской области передало целую партию сборников литературы XIX и начала XX века, что учителя до сих пор вспоминают с большой благодарностью. И в Год литературы у учителей вновь появилась надежда, что подобная акция повторится, но уже с современной литературой.

по материалам oblgazeta.ru

avatar
0
1 Гости • 00:41, 27.01.2015 [Материал]
Уважаемые учителя! А вы вместо ювелирных украшений в качестве подарков на выпускных посоветуйте родителям книги в библиотеку дарить!
avatar