- 04.06.2013
- 3019 Просмотров
- 7 комментариев
В субботу в деревне Нижние Таволги Невьянского городского округа в первый раз проходил фестиваль «Таволожская свистулька». В первый, потому что площадка в Верхних Таволгах, где организовали прежние два фестиваля, не могла уже вместить желающих приобщится к народно-художественному творчеству, их оказалось в два раза больше, чем в прошлые годы.
Погода не подкачала, и многочисленная публика с удовольствием под июньским солнцем прогуливалась по рядам с разнообразными ремесленными изделиями, любовалась, приглядывалась, приценивалась и охотно покупала.
Мекка керамических промыслов, так на торжественном открытии главой городского округа была названа здешняя территория предприятия «Таволожская керамика», предоставила большой выбор для участников и гостей фестиваля.
Прежде всего это — «Керамический маршрут»: экскурсия в цеха предприятия, роспись тарелок, лепка свистульки, работа на гончарном круге. Причём изготовленную поделку при желании можно было передать для участия в конкурсе «Лучший гончар». Тут же пролегал «Геологический маршрут» — поиск «самоцветов» и «золота», работала «керамическая лотерея»...
Конечно, главная изюминка фестиваля — выставка-продажа работ мастеров народных промыслов, выставка конкурсных работ «Таволожская свистулька», продажа таволожской керамики.
Понятно, что особо бойко торговля идёт у лотка с изделиями, именем которых и назван фестиваль.
Кстати, ходят слухи, что поговорка «Не свисти, денег не будет» появилась в середине XIX века, благодаря бесшабашным... машинистам паровозов. Некоторые из них так увлекались подачей гудков, что из-за частого выброса пара в воздух это приводило к снижению давления в котле (и, как следствие, повышенному расходу дров и угля). Вот таким любителям погудеть и говорили «Не свисти, денег не будет» - потому что придётся потратиться на дополнительное топливо.
Век паровозов прошёл, а поговорка осталась, и оказалась актуальной и болезненной для «свистуличного» дела.
Директор предприятия «Таволожская керамика» Александр Назаров проводит небольшую экскурсию по цехам и с отнюдь не праздничным настроением рассказывает:
- Семьдесят процентов в себестоимости изделий занимает электроэнергия. О каком развитии тут может идти речь?! А оборудование? У нас стоит гэдээровское ещё, латанное-перелатанное, нужны прессы, ваккумные насосы. Надо менять, только у нас ничего такого не делается, а зарубежное начинается от 200000 евро... В производственной сфере я не могу развиваться, с точки зрения экономики не потяну. Приходится фактически субсидировать предприятие за счёт туристической площадки.
Да, недаром эксперты говорят о положении в сфере народно-художественных промыслов так:
«...продолжается стабильное падение объёмов производства, сокращение численности мастеров и художников, старение творческих коллективов.
Крайне медленно ведётся модернизация действующих подготовительных производств, энергетическое хозяйство промыслов крайне неэффективно и морально устарело ещё в конце прошлого столетия». В общем, от многих уральских промыслов за последнее десятилетие остались одни черепки...
Немного позитива добавила Людмила Павленко, директор Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна:
- Не везде так! Лучше всех в этом отношении развивается Кировская область. У них, не в пример нам, реально поддерживается семёновская матрёшка, дымковская игрушка, лоскутное шитьё, изготовление шкатулок — богатое разнообразие, 27 видов народных художественных промыслов. У нас эта мысль уже не с лёгким опозданием, а с основательным тормозом пробивается. Мы на оружии, на металле, на машиностроении идём, а это считается — мелочь, это несерьёзно, по остаточному принципу обращают внимание.
Впрочем, у нас в Законодательном Собрании в середине июня наконец должен рассматриваться областной закон о поддержке народных художественных промыслов, может, после этого что-то изменится к лучшему?
Гончарный промысел на невьянской земле развивался более трёхсот лет. Будет кому передать секреты мастерства? Фото Станислава Савина.
по материалам oblgazeta.ru