- 14.10.2016
- 2499 Просмотров
- 1 комментарий
Три года назад жители деревни Корелы, что в 30 с небольшим километрах от Невьянска, пережили настоящий шок, в одночасье лишившись живописного пруда, вокруг которого и вертелась жизнь небольшого населенного пункта. Весенним паводком смыло плотину на реке Реж, и деревенский водоем пересох.
А в этом году из-за небывалой жары на грани исчезновения оказались и две окрестные реки — Сап и Аять. За спасение водных источников взялись местные золотодобытчики. Они восстановили две старые дамбы на Аяти и тем самым доказали, что реконструировать ранее существовавшие гидротехнические сооружения гораздо проще, чем строить новые.
Ситуация с восстановлением пруда, зашедшая в тупик, тоже тому подтверждение. Смытая паводком плотина, возведенная, кстати, невьянскими золотодобытчиками, находилась на территории Режевского района. То есть прорвало в одном муниципалитете, а аукнулось в другом, и сколько невьянская сторона ни обращалась к режевским властям, чтобы восстановить гидротехническое сооружение и заново наполнить пруд в Корелах, те наотрез отказывались. Не помогло даже вмешательство областного правительства, которое предлагало режевлянам отреставрировать плотину на условиях софинансирования.
— Мы направили в Реж около десятка обращений, — поясняет сельский глава Сергей Топорков. — Но режевляне не видят для себя никакой пользы от восстановления плотины. Если раньше они использовали водоемы для орошения полей Черемисского совхоза, то теперь поливать нечего, так как от совхозного наследия ничего не осталось. А ради соседей-невьянцев режевские власти, естественно, не стали напрягаться.
Всякий раз, проезжая по бывшей прибрежной улице Корел, Сергей Топорков с грустью смотрит на пересохшее и заросшее ивняком ложе пруда, по которому змеится узкая полоска реки Сап. Но еще больше его огорчают объявления о продаже частных домов: вместе с уходом большой воды из деревни уходят люди.
В этом году экологическая ситуация в окрестностях Корел еще больше осложнилась в связи с жаркой погодой. Значительно обмелела река Аять, которая, как и Сап, несла свои воды в пруд. Сельскому главе, заядлому охотнику и рыболову, не раз доводилось видеть, как речные обитатели — бобры и ондатры — буквально барахтались в грязи, тщетно пытаясь нырнуть поглубже. От полноводной реки оставалась узкая и мелкая протока да пара-тройка ям, где и спасалась живность.
— Раньше на Аяти было отсыпано две дамбы для проезда сельскохозяйственной техники на другой берег, к полям Коневского совхоза. И лесовозы по ним ходили. Не стало крепкого хозяйства на селе — пришли в упадок плотины, — констатирует Сергей Вениаминович.
Дело было бы совсем плохо, если бы не проявили инициативу старатели. Буквально за один день артельщики, пригнав спецтехнику, отсыпали обе дамбы. Даже если ближайшей весной случится большой паводок и одна плотина не выдержит напор воды, вторая обязательно устоит.
— Золотопромышленники уже не первый раз приходят нам на выручку, — от лица жителей благодарит добровольных помощников Сергей Топорков. — Этой весной, например, предприятие построило новое жилье для бывшего главного механика — специалиста, который давно уже не работает в артели. Весной у него сгорел дом в Аятском, и правление артели постановило: построить новый! Я уже не говорю, как часто артель выручает нас с отсыпкой или расчисткой дорог от снега.
Реконструкция плотин на Аяти уже благотворно отразилась на местном пейзаже. Река возвращается к жизни, и в нее возвращается жизнь.
Евгений КОНОВАЛОВ
по материалам газета-уральский-рабочий.рф